Университет Narxoz Новости. B2G — от бизнеса государству

Новости

Новости
27.06.2017

B2G — от бизнеса государству

Ерлан Оспанов, генеральный директор группы «Верный Капитал»

Деловой журнал National Business (NB) опубликовал интервью с генеральным директором группы «Верный Капитал» в рамках спецпроекта «B2G — от бизнеса государству». Руководители отечественных компаний высказывают свое мнение по поводу работы государства, предлагают конструктивные решения общеизвестных проблем исходя из опыта ведения бизнеса в Казахстане. 


Ерлан Маратович Оспанов, генеральный директор группы «Верный Капитал», член совета директоров Университета Нархоз

NB: — Учитывая инвестиционный характер компании, которой Вы управляете, и Ваш опыт, насколько может быть эффективна и результативна акция по приватизации нацкомпаний?

ЕО: — Я однозначно считаю, что программа приватизации в нашей стране необходима, потому что государство не может заниматься бизнесом и управлять компаниями. Все, чем сейчас владеет государство, нужно передавать в частные руки. И только частник может быть эффективным собственником и управленцем. Здесь я думаю, правительство может решить две основные задачи. Во-первых, выручить часть денег от продажи активов, а во-вторых, избавиться от ненужных расходов. Вопрос, насколько эффективно это сейчас происходит. Могу сказать, что более активная информационная поддержка безусловно способствовала бы большей осведомленности о процедурах, ценовой политике и других аспектах процесса приватизации.


NB: — Как Вы оцениваете усилия государства по дебюрократизации экономики?  Каким Вы бы хотели видеть регуляторную среду и фискальную политику в частности?

ЕО: — Это очень большой вопрос, и здесь даже не дебюрократизация, а дерегулирование играет важную роль. Часто спрашивают, что делать правительству, чтобы помочь бизнесу. Ответ прост – не мешать. Создать условия и не мешать.


Часто спрашивают, что делать правительству, чтобы помочь бизнесу. Ответ прост – не мешать. Создать условия и не мешать.

Да, законодательные шаги по дерегулированию экономики предпринимаются, но их реализация пока что эпизодическая и бессистемная. Плюс возникает барьер в виде фискальной политики. Было долгое обсуждение о том, какой налог должен быть НДС или НСП, или, в принципе, необходима разработка нового Налогового кодекса.

Например, есть двоякое толкование той или иной статьи Налогового кодекса. Консультируемся с налоговым инспектором, получаем разъяснение, но при этом идет оговорка, что он никакой ответственности за это не несет. Бизнесмен или предприниматель следует комментариям этого чиновника, но потом через три года приходит налоговая проверка, и, оказывается, что тот чиновник был неправ. Все разворачивается назад. Причем мы знаем, какие меры обеспечения предпринимают налоговые органы. Они могут арестовать все счета компании, фактически парализовать ее деятельность. Кто за это будет отвечать?

Был ли у нас хоть один прецедент, когда уголовно наказали чиновника за воспрепятствование ведению бизнеса?

В развитых западных странах существует практика так называемого tax ruling. Если есть двойное толкование какой-либо статьи налогового документа, бизнесмен обращается в налоговый орган, который дает однозначное трактование конкретной статьи и эта интерпретация имеет силу закона. Никто не вправе в будущем это оспорить — ни один суд, ни один чиновник. У нас такой практики нет. Поэтому какой бы Налоговый кодекс сейчас ни разработали, его не сделают идеальным, все равно останутся «дыры», которые потом будут создавать проблемы для бизнеса. Такое отсутствие определенности, помимо прочего, еще и одна из основных причин возникновения коррупции.


Полный текст интервью доступен на www.nb.kz

Поделиться:

Читайте также